Вентиляция в учебных заведениях: задачи и решения

Примерно половину светового дня дети проводят в учебных заведениях. Для того, чтобы хорошо усваивать получаемую информацию им необходимо быть сосредоточенными и внимательными. Для этого важен хороший воздухообмен в помещениях.

Современная вентиляционная установка обеспечит постоянный приток свежего воздуха и будет поддерживать достаточный уровень кислорода во всех кабинетах.

Важным условием является вытяжка отработанного воздуха, насыщенного выдыхаемым людьми СО2, который уже в течение короткого времени достигает максимальных концентраций. В плохо вентилируемом классе уже после трехчасовых занятий углекислый газ концентрируется до 7000 промиле.

ПАРАМЕТРЫ, КОТОРЫЕ НЕЛЬЗЯ ИГНОРИРОВАТЬ:

  • Концентрация СО2

Высокий показатель СО2 может отрицательно сказаться на здоровье детей. Такие проявления, как усталость, сонливость, головные боли и даже обмороки могут быть следствием плохой вентиляции помещения. Особенно это касается небольших по площади школьных классов, в которых одновременно собираются по 30-40 учеников.

 

 

  • Относительная влажность

Влажность в школьных кабинетах может быть значительно превышена. При количестве 20-30 учеников в классе водяные пары образуются со скоростью около 1 км/ч, но этот показатель больше зависит от времени года. Наиболее комфортной считается влажность воздуха в помещении 35-65%. В таких условиях лучше сохраняются материалы, применяемые для отделочных работ, не образуется грибок на стенах и потолке. Если показатель влажности ниже 30%, тогда воздух пересушивается, а если выше 70% – наоборот становится излишне влажным.

  • Уровень шума

Шумовые характеристики во всех учебных заведениях имеют очень важное значение. По старым вентканалам может распространяться шум. Вопрос акустики должен прорабатываться еще на этапе разработки плана и проектирования здания. 

Из всего сказанного следует, что вентиляционная система должна справляться с поставленной задачей: поддержанием качества воздуха в помещениях с минимальными энергозатратами и сохранением здоровой окружающей атмосферы. Она должна хорошо извлекать посторонние примеси, наполняя помещение свежим приточным воздухом.

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ВЕНТИЛЯЦИИ В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

Согласно СНиП для всех учебных заведений предусмотрены определенные правила, по которым следует оборудовать системы вентиляции. Некоторые разделы одинаковы для школ, училищ и вузов: все учебные зоны в них должны быть оборудованы приточно-вытяжными системами вентиляции.

Механическая вентиляция устанавливается в помещениях, где кроме углекислоты могут накапливаться разные запахи, влага, пыль, теплота, испарения. В этот список входят: спортзалы, лаборатории, столовые, санузлы, мастерские, медпункты, бассейны и прочие помещения.

К вентиляции в школах предъявляются особые требования. Расчет воздухообмена производится исходя из формулы 16 м/ч на одного человека, а температура воздуха в помещениях должна быть на уровне от 16 до 22оС. Во всех учебных и учительских школьных зонах должен обеспечиваться принудительный приток свежего воздуха. Если же численность учеников находится в пределах 200 человек, тогда механический приток воздуха необязателен.

ВЫТЯЖНЫЕ СИСТЕМЫ: ЧТО ДЛЯ ЧЕГО?

Удаление загрязненного воздуха должно происходить естественным путем через вытяжные каналы в санузлах и подсобках, а также способом обычного проветривания. Если приток воздуха будет больше, чем его отток, тогда воздухообмен будет сбалансированным.

Механическую вытяжку следует устанавливать в помещениях с повышенной влажностью – это санузлы и столовые, а также в лабораториях, кабинетах химии, в которых почти ежедневно проводятся опыты, и мастерских со станками, оборудованными отсосами.

Автономными вентсистемами нужно обязательно оборудовать кухни с моечными, уборные, спортзалы, а также актовые залы.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАЧЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ВЕНТИЛЯЦИИ В ШКОЛАХ

На первой стадии особую важность имеет качественный проект, который должен отвечать всем санитарным требованиям (СанПиН и СНиП П-Л.65-73). Для начала специалисты должны определить качество воздуха и кратность воздухообмена путем проведения замеров и расчетов.

Вентсистемы для столовых проектируются по нормам общепита. Подача свежего воздуха происходит через обеденную зону. Воздухообмен в кухнях и столовых рассчитывается на разбавление (ассимиляцию) избыточного тепла, влажности и СО2. Температурные показатели должны находиться в пределах 16-22оС, показатели влажности в пределах 30-60%, а содержание в воздухе СО2 должно составлять до 1л/м3

Спортзалы оборудуются автономными приточно-вытяжными вентсистемами. Скорость движения воздуха в них должна соответствовать 0,25 м/с, а влажность воздуха должна быть в пределах 35-60%.  

ПРОЕКТИРОВАНИЕ СИСТЕМ ВЕНТИЛЯЦИИ В ШКОЛАХ: ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ

  • Месторасположение здания и школьных кабинетов (север, юг и т.д.)
  • Количество учащихся и преподавателей
  • Назначение кабинета – производственный или учебный процесс
  • Применяемое оборудование
  • Тип освещения, мощность и количество ламп
  • Из какого материала изготовлены окна, двери
  • Техусловия для подсоединения к электроснабжению
  • Количество выделяемых во время технологического процесса тепла, пыли, влаги
  • Тип водонагревателя
  • Охлаждение приточного воздуха (если предусмотрено)
  • Определение мест забора воздуха и его выброса
  • Документ по противопожарной безопасности (для некоторых помещений)

После проектирования приступают к выполнению второй стадии – установке современной вентсистемы. В этом отношении обязательно нужно обращать внимание на то, насколько она проста в интегрировании в архитектурный проект здания. Ведь именно на этой стадии могут возникнуть проблемы. Но если все будет сделано правильно, тогда качество воздуха во всех школьных помещениях всегда будет высоким.

ПРИТОЧНО-ВЫТЯЖНАЯ УСТАНОВКА MV-S ОТ MYCOND: ОПТИМАЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ ДЛЯ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

Оптимальными во всех отношениях и экономически обоснованным решением для вентиляции школ и других учебных заведений станут оптимизированные энергосберегающие установки MV-S (I). Также они идеально подойдут для вентиляции жилых и производственных помещений небольшой площади. Это могут быть офисы и квартиры, магазины и здания социального назначения.

 

Вентиляционные установки MV-S (I) качественно очищают атмосферу внутри помещения и подогревают приточный воздух. Одна такая вентиляционная установка, средняя воздухопроизводительность которой примерно 900 м3/ч, будет отлично вентилировать кабинет, в котором непрерывно находятся тридцать человек.

По мере удаления загрязненного воздуха установка будет извлекать из него влагу и тепло, которые будут идти на подогрев приточного воздуха. Это позволяет не только хорошо вентилировать помещение, но и экономить энергоресурсы. При этом воздушная среда не пересушивается. Этим вентустановки MV-S (I) выгодно отличаются от кондиционеров.

Особое внимание производители уделили шумовым характеристикам, которые не превышают 30 dBa. В помещениях, в которых работает оргтехника, шум от включенной вентустановки может достигать до 45 dBa, что совсем немного. Это позволяет проектировать установку в непосредственной близости от  вентилируемого помещения. 

Также следует сказать, что в сравнении с мультизональными системами, вентиляционные установки MV-S (I) не только просты в эксплуатации, но еще и дешевы.